Теплый гараж – это сохранность автомобиля. Но теплым не бывает гараж без утепленной крыши – именно через эту большую площадь уходит до 30% всего тепла, так как теплые потоки воздуха всегда устремляются вверх. О том, как утеплить крышу гаража изнутри, необходимо позаботиться в первую очередь, если вы пользуетесь своим автомобилем круглый год, иначе через время конденсат, скапливающийся на потолке, будет регулярно капать на кузов авто, ускоряя его коррозию. Кроме того, от повышенной влажности пострадают и другие предметы – инструменты, запчасти, бытовые вещи, если они хранятся в гараже.
Требования к теплоизоляционным материалам
Но чем утеплить крышу гаража, чтобы наверняка избежать появления конденсата? Гараж – строение специфическое, и стандартные технологии теплоизоляции здесь могут не сработать, так как главный враг металлического кузова автомобиля – не низкая температура, а высокая влажность, вызывающая коррозию. Влажность – следствие возникновения конденсата, который обязательно появится, если разница между наружной и внутренней температурой будет большой. Значит, необходимо создать тепловую прослойку – защиту, которая нейтрализовала бы эту полосу терминатора и служила переходным слоем.
Бороться с переувлажненным воздухом можно только одним способом – сушить его. И, если в гараже нет отопления (так часто бывает), то помещение следует просто эффективно утеплить. Требования к утеплителям гаража предъявляются следующие:
- Любое утепление крыши гаража изнутри или изнутри должно быть невозгораемым или защищенным от возгорания;
- Гаражная теплоизоляция должна быть химически и биологически пассивной, так как масла, бензин, ДТ, тосол и т.д. – это токсины, разрушающие большинство теплоизоляционных покрытий. А если утеплитель будет повреждаться грызунами или насекомыми-вредителями, то долго прослужить он не сможет;
- Внутреннее или наружное утепление должно быть достаточно плотным, чтобы в нем не скапливалась влага;
- Небольшой вес утепления – одно из основных требований – на гаражную кровлю не должна давить большая масса, деформирующая ее и увеличивающая нагрузку на фундамент;
- Срок службы утепляющего покрытия должен приравниваться к сроку эксплуатации всего гаража.
Важно: утепление крыши гаража снаружи и внутри должно быть пригодным и для выполнения всех остальных функций изоляции – слой материала должен работать всесезонно, поддерживая в помещении оптимальную влажность и температуру.
Чтобы сделать качественное утепление крыши гаража, используют следующие материалы:
Стекловолокно – результат переработки отходов стекольных изделий: битое или бракованное стекло после обработки высокой температурой вытягивается в нити, подрезается в размер и остывает. Производится стекловолокно в плитах и матах. Свойства этого теплоизоляционного материала такие же, как и у стекла – не взаимодействует с агрессивными веществами, не горит и не гниет при увлажнении, не впитывает воду. Теплопроводность стекловолокна – 0,036 Вт/м•К.
Из недостатков отмечается высокая хрупкость – подвергать материал сильным механическим воздействиям не рекомендуется, так как волокно ломается, уменьшая теплопроводность материала. Работать со стекловолокном нужно только с применением ИСЗ – перчаток, очков, респиратора, плотной одежды. При покупке этого утеплителя убедитесь, что упаковка не повреждена – попадание влаги на разрушенную структуру изделия понижает его эксплуатационные характеристики.
Минеральные волоконные утеплители внешне похожи на предыдущий материал, но изготавливаются из базальтовых горных пород методом расплавления. Пластичность, упругость и гибкость материала увеличивает его механическую прочность, коэффициент теплопроводности – 0,045- 0,055 Вт/м•К, что позволяет использовать материал как звукопоглощающее покрытие.
Полимерные теплоизоляторы производят в плитах разных размеров. Такой синтетический утеплитель превосходно будет работать в металлическом гараже-ракушке, так как, имея маленький вес и низкую теплопроводность (0,02- 0,05 Вт/м•К) при высокой плотности, хорошо защищает металлические поверхности от влаги. Высокая влагонепроницаемость позволяет не создавать дополнительные защитные слои в виде пароизоляционных пленок, как того требует работа с минеральными утеплителями, но защита от солнца – обязательна, так как полимеры быстро разрушаются при прямом воздействии ультрафиолетового излучения и высокой температуры. И, если огнезащиту можно повысить добавками, антипиренов, то от солнечных лучей спасет только прямая механическая защита.
О том, как утеплить крышу в гараже натуральными утеплителями, имеют представление многие автовладельцы, так как натуральные материалы – это вата, фетр, войлок, огнеупорная хлопчатобумажная ткань. Преимущества таких материалов – долговечность и нетоксичность, но от высокой температуры и влажности их следует укрывать под слоем паро- или гидроизоляции.
Особенности выбора утеплителя для крыши гаража
Разрабатывая схему утепления крыши гаража, следует принимать во внимание следующие аспекты:
- Наличие естественной и (желательно) принудительной системы вентиляции – токсичные испарения и выхлопные газы должны своевременно отводиться из гаража. Кроме того, постоянным вентилированием добиваются быстрого выведения влажности;
- Горючие утеплители использовать крайне нежелательно, ли нужно укрывать их за слоем негорючих, но «дышащих» материалов – штукатурки, керамической неглазурованной плитки;
- Коэффициент влагопоглощения утеплителя, используемого в гараже, должен быть минимальным. Если этот показатель высокий, то можно защититься от влаги паро-или гидроизоляцией.
Утеплять крышу лучше при строительстве самого строения – так можно сэкономить не только на материалах, но и на трудозатратах. Поэтапно утепление крыши выглядит так:
- Укладка слоя пароизоляции, чтобы наружная или внутренняя влага не попала внутрь слоя утеплителя, а водяные пары смогли выводиться наружу;
- Монтаж слоя теплоизоляционного материала. Мягкие утеплители крепятся на металлический каркас, твердые – сразу на кровлю, жидкие – также на заранее собранный каркас;
- Герметичный монтаж гидроизоляционной пленки в виде пленки;
- Укладка негорючих кровельных материалов – шифера, металлочерепицы, профнастила.
Пенополистирол (ППС), пенопласт или пеноплекс крепится на пластмассовые дюбеля с шляпками в виде зонтиков, стыки листов ППС заливаются монтажной пеной или проклеиваются. При выборе такого теплоизоляционного материала следует использовать листы толщиной от 20 до 100 мм, плотность пенополистирола должна быть не ниже 25 кг/см2. При укладке пеноплекса листы укладываются, соблюдая совмещение фасок на торцах, плотность утеплителя выбирается не ниже 35-45 кг/см2.
Пенопласт и пеноплекс можно не крепить на дюбеля, так как листы этого материала весят немного – их просто приклеивают на клей, а открытую поверхность листов желательно (но не обязательно) заштукатурить или зашпаклевать. они могут ничем не закрываться или же шпаклеваться и штукатуриться. Жидкие полимерные утеплители наносятся напылением, поэтому укладки паро-или гидроизоляции не требуют.
Мягкие утеплители не будут прочно держаться на вертикальной или наклонной поверхности крыши без создания металлического или деревянного каркаса. Дерево лучше не использовать, так как рейки или брус придется дополнительно пропитывать антисептиками и антипиренами. Крепят стекловолокно или минвату последовательно:
- На стропильные ноги скобами (степлером) крепится пароизоляция, стыки герметизируют скотчем;
- В межстропильное пространство плотно укладывается (набивается) теплоизоляция толщиной < 150 мм;
- Весь слой утепления зашивается листовыми материалами – OSB, ДСП или ДВП.
Натуральную теплоизоляцию в гараже используют довольно редко, так как это, хоть и традиционные материалы, но стоят они дороже синтетических. К тому же, войлок или хлопок имеют свойство усаживаться с течением времени, что ухудшит теплоизоляционные параметры изоляции. Гораздо предсказуемее ведут себя сыпучие или рыхлые утеплители – керамзит или эковата. Керамзит насыпают на внутреннюю поверхность скатной кровли в один слой, который, тем не менее, требует пароизоляционной и гидрозащиты фольгой или пленкой.
Внутренняя изоляция
Утепление потолка или крыши гараж изнутри проводится после возведения собственно гараж, и этот процесс подразумевает монтаж трёх слоев теплоизоляциии. Например, при железобетонном перекрытии потолка теплоизоляцию из пенополистирола проще и быстрее крепить прямо к плите, а не создавать дополнительный каркас.
Перед монтажом листов поверхность перекрытия очищают от мусора и выравнивают раствором, если есть впадины или трещины. Листы режутся ножом в нужный размер, и к бетону крепятся на зонтичные дюбеля. Чтобы прилегание было более плотным, можно нанести слой клеящего раствора. Зазоры между листами заливают монтажной пеной или штукатурятся.
При выступающих балочных лагах (если гараж широкий, и одна плита его не перекрывает) сначала зашивают их листовым или плитным утеплителем, а все остальное пространство утепляют волокнистыми материалами.
Для монтажа минеральной ваты делают каркас – из деревянных реек или UD/SD профиля. В межкаркасное пространство плотно набивается минвата, после чего вся поверхность закрывается пароизоляционной пленкой или фольгированным гидроизолятором. Между собой края рулона соединяют скотчем.
Пеноизол – жидкий утеплитель, работа с которым заключается в напылении его пульверизатором на любую поверхность. Проникая в самые труднодоступные места и заполняя собой все щели и сложные пространства, слой жидкой изоляции в финишном варианте становится ровным и бесшовным. Его поверхность не нужно защищать паро- или гидроизоляционными пленками, так как пеноизол не боится влаги и совсем не впитывает ее. Срок службы такого слоя – несколько десятков лет.
При монтаже полимерных теплоизоляторов создавать паровые и водяные барьеры не нужно, но для пущей уверенности можно обшить утепляемую поверхность гидроизоляционной пленкой.
По окончании все работ с утеплением крыши рекомендуется также утеплить воротные створки и стены, чтобы не подвергать лишнему риску переувлажнения гаражную кровлю. Все утепленные поверхности по желанию можно закрыть декоративными материалами – сайдингом, профнастилом, пластиком или вагонкой.
Утепление скатной крыши
Стропильная система гаражной кровли изнутри закрывается пароизоляционной пленкой – на скобы при помощи строительного степлера, соединения соседних полотен склеивают скотчем. Внешняя поверхность системы стропил изолируется минватой или стекловатой толщиной ≥ 150 мм. Если расстояние между стропилами больше ширины утеплителя, то делают ограничители из досок по ширине рулона минваты.
Полноценное и качественное утепление невозможно без утепления карниза, поэтому развернутый и обрезанный по ширине рулон утеплителя крепят к карнизу степлером и закрывают обрезанной по размеру доской. Перед креплением декоративной доски на утеплитель крепят паро- или гидроизоляцию.
Так как все работы по утеплению крыши гаража проводятся на высоте, необходимо придерживаться правил техники безопасности:
- При работе с любым утеплителем необходимо выбирать и пользоваться соответствующими средствами индивидуальной защиты;
- Клеевой раствор и жидкий утеплитель до применения должны находиться в закрытой таре. Это же касается и стекловаты, микрочастицы которой при вдыхании могут нанести непоправимый вред дыхательной системе человека.