Проблема утилизации отработанного масла затрагивает многих водителей грузового транспорта – токсичное вещество нежелательно просто сливать на землю и, тем более, в водоёмы. Однако существует способ сберечь окружающую среду и одновременно сэкономить на отоплении бытового или даже жилого здания. Для этого понадобится котел на отработанном масле, своими руками который делается в течение нескольких часов – с помощью не самых дорогих материалов и небольшого опыта монтажных работ. А «отработку» можно не только брать со своей машины, но и обратиться для этого в ближайшие автомастерские – использованное масло там чаще всего отдают почти даром.
Плюсы и минусы котлов на отработке
К преимуществам отопительного оборудования на использованном минеральном или синтетическом масле можно отнести:
- возможность работы на топливе с высокой степенью загрязнения;
- простую конструкцию, изготавливаемую практически из подручных материалов;
- высокую надёжность работы – в таком оборудовании практически нечему ломаться;
- экономию средств за счёт самостоятельного изготовления или даже заказа уже готовых деталей, но ручной сборки.
Плюсом такого жидкотопливного котла можно назвать его КПД. Благодаря высокой температуре паров от сгорающего масла и дополнительного конвекционного узла, теплоотдача оборудования выше по сравнению с твердотопливными моделями. А ещё такой котёл достаточно экологичный – топливо сгорает практически полностью, без выброса в атмосферу вредных веществ.
Есть у котла на отработанном масле и определённые минусы – в первую очередь, из-за открытой камеры сгорания, требующей устройства в помещении эффективной вентиляционной системы. Кроме того, для работы оборудования необходим надёжный прямоточный дымоход, который придётся периодически прочищать. А для некоторых видов масляных котлов топливо следует очистить перед использованием.
Принцип действия прибора
Принцип, по которому будет работать созданный котёл на отработке своими руками, довольно простой:
- Отработанное масло (или любое другое жидкое топливо, включая керосин) подаётся из специальной ёмкости в пиролизную чашу;
- С помощью горелки топливо нагревается до температуры испарения;
- Масляные пары поступают в топку, смешиваются с воздухом и поджигаются с помощью горелки;
- Выделяющаяся в процессе сгорания энергия позволяет нагревать воздух или теплоноситель (для системы водяного отопления).
Продукты сгорания отводятся через дымоход, конструкция которого предусматривает отвод для газов. При этом нагретая газовая смесь оказывается в пиролизной камере, увеличивает температуру отработанного масла и удаляется окончательно. Эта особенность делает работу масляного котла ещё более эффективной и безопасной.
Подготовительные работы
Перед тем как начинать самостоятельное изготовление котла на отработке, следует подготовить чертежи для его сборки, которые позволят выполнить работу без ошибок. После того как схема готова (найдена в сети или взята у человека, уже занимавшегося изготовлением масляных приборов), подготавливают инструменты:
- угловую шлифмашинку («болгарку») с кругами по металлу;
- инверторный сварочный аппарат;
- разводные и газовые ключи, молоток и другие слесарные инструменты;
- электродрель.
Для изготовления корпуса прибора подготавливают комплектующие согласно выбранной схеме. В этом списке не обойтись без расширительной ёмкости, горелки, деталей для корпусов топки и самого прибора, насосного оборудования для подачи масла и воздушного компрессора. Для системы дымоотведения готовят трубы, газоотвод и шиберную заслонку, регулирующую скорость горения. Для обеспечения работы водяной системы отопления приобретается ещё один насос, а для сборки отопительного контура – несколько труб и фитингов. Часть деталей можно сделать самостоятельно, остальные обычно покупаются.
Сборка и запуск в работу
Корпуса таких котлов состоят из двух вставленных друг в друга труб, радиус которых должен отличаться друг от друга на 30–40 мм. Внешнюю часть необходимо оборудовать 2 выходами – для прямой и обратной подачи теплоносителя. А внутри меньшей по диаметру трубы устраивается камера сгорания. Ёмкость с отработкой располагается рядом с котлом – в неё погружается насос для подачи топлива в пиролизную камеру.
Дальнейший процесс монтажа включает такие этапы:
- Размещение внизу ещё одной ёмкости для масла, с созданием в ней отверстий для поступления паров газа в камеру для вторичного сгорания;
- Проведение контактов для электрического розжига горелки через топочную дверцу;
- Врезку штуцера, благодаря которому происходит образование газовоздушной смеси, в стенку камеры;
- Создание дымохода с шиберной заслонкой для отведения продуктов сгорания, который предусматривает схема;
- Размещение опускаемой до уровня чаши с маслом трубки газоотвода;
- Установку на обратной магистрали циркуляционного насоса, а на прямой – группы безопасности.
Перед началом работы оборудования выполняют проверку степени герметизации швов, заполняя соответствующие ёмкости маслом и водой. Первый запуск рекомендуется провести, наливая всего 10-миллиметровый слой очищенного от механических примесей масла с добавлением 100 мл керосина. Отработку поджигают с помощью смоченного в жидкости для розжига фитиля, опускаемого на дно ёмкости.
Правила эксплуатации оборудования
Собранный водяной котёл требуется использовать, соблюдая определённые правила, главным из которых является использование дымохода с подходящим диаметром сечения. Система дымоотведения обязательно комплектуется заслонкой для регулирования тяги, а участок её прохождения сквозь потолочное перекрытие и кровлю изолируется с помощью термоупорного кожуха. А при использовании котла не допускается доливать топливо в нагретую камеру, охлаждать котёл с помощью воды и отключать наддувный вентилятор. Соблюдение этих правил обеспечит эффективную работу оборудования и увеличит срок эксплуатации системы отопления.